Статьи

Новости
Обращайтесь по телефону:
388-51-84
369-98-62

Одиссея Разума

«Одиссея Разума» (Odyssey of the Mind, OotM) - международная программа развития творческого мышления, навыков командного взаимодействия, взаимопонимания, умения ставить и достигать цели. Опирается на принципы личностно - ориентированной педагогики и психологии творчества.

 

IMG_6462

IMG_6422

 

Создана более 30 лет назад в Америке. Автор программы, профессор технического университета Нью-Джерси Сэм Миклус, исходил при создании Одиссеи из следующих идей:

·у каждого ребенка существует стремление к творчеству;
·с течением времени это стремление угасает, если его не развивать;
·у каждого человека существует стремление думать как все, и только некоторые способны отстаивать собственную точку зрения;
·детское творчество, как правило, останавливается на этапе генерации идей, поскольку их практическое воплощение не востребовано обществом.
Эти принципы он попытался коренным образом изменить, воплощая в жизнь свою программу, основная цель которой – сохранить и развить у детей умение мыслить нестандартно, ориентироваться на собственное мнение, уметь обосновывать свою точку зрения и решать, казалось бы, неразрешимые задачи.

Ассоциации «Одиссеи Разума» сегодня есть почти в каждом штате Америки, в Японии, Китае, Гонконге, Африке, Канаде, Мексике, Австралии, Германии, Венгрии, Словакии, Чехии, Польше, Литве, Эстонии, Турции, Казахстане, Узбекистане, Молдове, Украине, Белоруссии, Греции…

Российская ассоциация «Одиссеи Разума», созданная по инициативе Южно-Уральского государственного университета, существует 19 лет, она является старейшей в Европе. Российская лицензированная ассоциация объединяет в своих рядах более 800 детей и взрослых Челябинска, Челябинской области, Екатеринбурга, Ноябрьска, Санкт-Петербург,
Смоленска.


Возраст участников программы – от 5 лет и до студенчества. Закончив выступать, бывшие «омеры» (так называют участников программы) часто остаются в программе в качестве тренеров, судей, помощников, организаторов.

Сфера применения программы – техническое и гуманитарное творчество. При этом задачи, решаемые детьми, являются комплексными: «технари» овладевают гуманитарными и сценическими навыками, «гуманитарии» учатся изобретать и воплощать в жизнь простейшие технические изобретения. Каждый участник проходит во время работы над задачей этапы поиска информации, изобретения нестандартного способа решения, согласования решений всех членов команды в единое целое, «перевод» своего творческого замысла на язык, понятный зрителям и судьям, сценического воплощения и презентации собственного замысла.

Основной критерий участия в программе – желание ребенка заниматься интеллектуальной, творческой деятельностью, делать больше, чем требуют от него школа и общество. Основной лозунг программы со дня ее основания: «Ребенок всегда прав. Если он взялся за решение предложенной задачи, дошел до конца и показал свое решение – он Победитель. Он победил себя, свою лень, конформизм, он – Творческая личность!»

Ежегодно детям предлагается для решения 6 долгосрочных проблем – заданий, которые они решают при помощи тренеров в течение нескольких месяцев.

·Проблема 1 – изобретение и изготовление транспортных средств.

·Проблема 2 – самая непредсказуемая, изобретательская, последние годы связана с экологией. Изобретение самых невероятных приборов, механизмов, роботов.

·Проблема 3 – интерпретация классических произведений искусства, литературы, музыки, создание собственных.

·Проблема 4 – изготовление «невесомых» конструкций из бальзового дерева и клея, выдерживающих нагрузки, в несколько тысяч раз превышающие их собственный вес.

·Проблема 5 – сочинение сказок, юмористических историй, рекламных клипов и т.п.

·Проблема 6 – тренировочная, для самых маленьких (до 8 лет), позволяющая понять, что такое «Одиссея Разума».

Для решения долгосрочной проблемы участникам необходимо использовать знания из различных областей (в том числе из различных предметов школьной программы). Например, чтобы сделать конструкцию из бальзового дерева, выдерживающую максимальную нагрузку, необходимо знать основы математики, физики, сопротивления материалов, уметь работать с деревом, а также создать театрализованное представление, в котором процесс нагружения конструкции будет обыгран, сопроводить его музыкой, танцами т.п. Проблемы, связанные с интерпретацией классических произведений литературы, архитектуры, музыки требуют от детей знания этих произведений, истории их создания, умения, используя законы творчества, создавать подобные произведения, при необходимости сопровождая их техническими и сценическими эффектами.

Оригинальные детские идеи в дальнейшем используются взрослыми для создания нового в технике, градостроительстве, литературе, искусстве и т.д. на Мировых Финалах в США регулярно присутствуют представители заинтересованных в новых идеях фирм (IBM, NASA и т.п.).

Судьи Российских соревнований (профессора, доценты, аспиранты вузов) неоднократно отмечали высокий уровень новизны, творчества, простоты и функциональности идей команд-участников, а особенно победителей.

Так как рабочим языком программы является английский, важное значение приобретает овладение языком, особенно во время выездов на международные соревнования.

Ежегодно Российская ассоциация проводит областные соревнования (которые по статусу приравнены к российским), выезжает на Европейские фестивали, имеет возможность принимать участие в Мировых финалах.

Достижение Европейских фестивалей – интернациональные команды. За 2-3 дня совместной работы, практически без участия взрослых, в том числе и переводчиков, дети создают представление на тему, которая становится известной только в день приезда. И тема эта из года в год связана с изучением культурных традиций разных стран и народов.

Психологические исследования показывают, что «омеры» отличаются от своих сверстников гибкостью поведения, умением находить выход из сложных ситуаций, уверенностью в себе, умением находить общий язык с людьми различного возраста. Они общительны, оригинальны в мышлении, умеют реализовывать свои идеи, добиваться их воплощения.

Клятва «Одиссеи Разума», разделяемая всеми участниками программы, несмотря на их возраст и национальность звучит так:

«Одиссея Разума»- это то, что меня окружает и чем наполнено мое сердце. Вместе со своей командой я найду решение любой проблемы сейчас и всегда. «Одиссея Разума» - это мы!»

 




омер2